В 50 пойти за мечтой, стать актрисой и познать новые измерения счастья: история Светланы Охрименко

Светлана Охрименко
Светлана — актриса сериалов, кино и театра, которая начала карьеру в 50. Точнее, именно в этом возрасте бизнесвумен из небольшого городка на Винниччине, у которой есть семья и много ответственности, решила начать обучение новой профессии.

Прошло шесть лет, и в её творческом багаже уже более трёх десятков ролей в сериалах, кино и театре. А недавно состоялась премьера спектакля «Города» в «Театре на СОЛОм’янці», где актриса исполняет одну из ведущих ролей.

Светлана не любит говорить о достижениях, точнее не считает, что всё, что она сделала, стоит так называть. Поэтому мы просто расскажем историю женщины, которая решилась идти за мечтой детства в возрасте, когда не принято начинать всё сначала. Расскажем о том, как она менялась на этом пути, какую правду о себе открывала, какие новые миры познавала и, в конце концов, что дарило ей моменты невероятной радости и счастья.

Світлана Охрименко

— Актёрство — это мечта, о которой вы долго не вспоминали. Так что же побудило действовать в 50 лет? Каким был тот решающий момент?

Нельзя сказать, что это был конкретный момент. Знаете, как бывает: живёшь себе, двигаешься, много создаёшь — как в бизнесе, так и, в целом, в жизни. Но при этом чувствуешь, как понемногу теряешь себя, и это побуждает погружаться в себя, задавать себе вопросы, переосмысливать.

Когда мне исполнилось 40, мама серьёзно заболела и умерла. Ей было 60. А потом время очень быстро прошло, и вот мне уже 49. Я подумала: «Боже, 60 — это уже рядом». Эта дата тогда сильно триггерила. Мама была очень сильной женщиной, но она не дала своим возможностям вырасти, а желаниям осуществиться. И в её жизни это просто угасло. Я подумала, что нужно что-то делать. Где-то тогда мечта стать актрисой, которая возникла в 4–5 лет, просто вспомнилась. Всю жизнь она, как я иногда говорю, лежала в шкафу, дверь в который я закрыла, а потом открыла: «Вот, пожалуйста, пробуй». И я решила «рвануть» в Киев. Меня иногда спрашивают, почему я окончательно не переезжаю в столицу, а постоянно езжу в свой город. А зачем? У меня всё там: семья, работа всей жизни, которую я не бросаю. Немного стыдно, что сейчас работаю меньше, но я подготовила заместителей, которые делают всё так же хорошо. Очень им благодарна. Я смогла вспомнить о себе и делать то, что считаю нужным.

— Ваша мечта — очень ресурсная, если побуждает к таким действиям.

Я не очень люблю слово «мечта». Но если она с детства, то со временем переходит в цель, задачу, конкретное видение. И тогда просто хочешь её воплотить, потому что иначе ты будешь немного не ты, останется ощущение, будто что-то важное в жизни не сделала.

Я помню то состояние, которое предшествовало решению перейти в актёрскую профессию: было острое желание подумать о себе. Лично о себе. Потому что если ты мама, жена и у тебя ответственная работа, то живёшь с месседжем «надо». Хотя любишь и профессию, и родных. Всё делается от души, с интересом. Но всё равно наступает момент, когда задаёшь себе вопрос: «Стоп, может, мне о себе немного вспомнить?».

Світлана Охрименко

— Вы начали с профессионального обучения?

Я не сразу пошла учиться актёрству. Сначала поступила в школу от «1+1» на телеведущую. Училась по выходным, иногда пропускала, конечно, потому что живу за 300 км от Киева. Но родным тогда не рассказала.

И вот однажды мы с мужем были в столице на уикенд. Он приехал меня забирать на Кирилловскую 22, а там охранник стоит. Муж спрашивает: «Тут какая-то больница? Моя жена, наверное, приехала на консультацию». А тот отвечает: «Здесь студия “1+1. Сніданок”». Он говорит: «Да нет, не может быть! Здесь должно быть что-то другое!». Охранник возражает… И тут я уже вышла. Муж удивлён. Тогда я и рассказала, что решила начать с этого, потому что понимала, что сначала нужно поработать с голосом, дикцией, побороть страх перед камерой. Я сказала: «Если ты против, то я оставлю это». Конечно, муж не должен мне что-то указывать, как и я ему. Мы свободные люди, должны сами решать. Но когда живёшь во взаимодействии, то хочется поддержки и понимания, чтобы ничего не шло наперекор. Он ответил: «Думаю, что тебе это нужно. Поэтому делай!».

— А если бы муж сказал, что против, как бы вы поступили?

Донесла бы свои истины, желания, понимание своих планов. Они же не на всю жизнь. У них есть свой срок. Я его чётко осознаю. Конечно, есть актёры, которые получают интересные роли в очень зрелом возрасте, но это, наверное, исключение. Хочется максимально наполнить то время, которое у меня есть.

— Решение было довольно быстрым?

Да, я не думала долго. Решила и сразу начала действовать! У меня вообще не получается долго размышлять, потому что жизнь так быстро летит, нужно реагировать на всё.

Світлана Охрименко

— А что помогало вам все эти шесть лет воплощать задуманное?

Дисциплина, наверное. И планирование. Хотя в актёрской профессии планировать почти невозможно — приходят предложения, самопробы, кастинги — и всё летит кувырком. Но всё равно — планирование. Кроме того, креативность, воображение, фантазия. По первому образованию я учительница, изучала психологию и училась работать с детьми. В актёрстве это пригодилось, потому что взрослые во многом остаются детьми. Помогает и опыт работы с людьми и, в целом, жизненный опыт.

Я пришла в актёрство немного позже, чем другие — не в семнадцать. И имею несколько больший «рюкзачок» за плечами. Поэтому сейчас я часто «вывожу» на честном жизненном опыте.

— Продолжая тему опыта: вы — девушка из села. Чувствовали ли ограничения для развития и реализации мечтаний?

Раньше я думала, что в селе действительно меньше возможностей, чем в городах, где дети могут посещать кружки, выставки, театры. Но и в селе можно найти возможности. Я закончила музыкальную школу, ездила для этого 18 км в город. Читала, смотрела кино.

Моя мама — сельская интеллигентка, очень любила читать. Папа рисовал и играл на гитаре. Они очень красиво вместе пели. Куда бы ни приходили — это был какой-то праздник! Все их ждали. Я в таком выросла. И тоже играю на гитаре, рисую — это передалось от папы. У меня профессионально поставленный голос — пела в народном хоре «Веснянка», много гастролировала. Искусство всегда было внутри. Село мне не помешало.

Родители воспитывали меня так, чтобы я не ленилась — довольно жестковато. В селе ребёнок работает наравне со взрослыми, но в этом нет ничего плохого. Со временем я осознала, что этот опыт многое мне дал: я способна много работать, в том числе физически, не жалеть себя, не опускать руки, если что-то не получается. Да и сыграть сельскую женщину я могу запросто.

— Почему вы не пошли в актёрство сразу?

Это были 90-е. Непростые годы. Когда в школьные годы я повторяла, что хочу быть актрисой, родители тихонько слушали, не возражали. Но когда пришло время поступать, папа сказал: «Нет-нет. Получишь нормальную профессию, как все люди. И не надо на весь экран на всю страну раздеваться». Такой был стереотип… Советские времена, да ещё и село — мы все оглядывались на то, что люди скажут.

— Насколько эта установка влияет на вас теперь?

Сейчас это меня практически уже не волнует. Наверное, пережила. В целом, какого-то хейта я не помню. Но в начале актёрства произошла одна забавная история. В школе телеведущих «1+1» нас учили вести соцсети, поэтому я начала их развивать. Конечно, местные смотрели сторис и делали определённые выводы. Я этого не знала, пока к мужу не пришёл знакомый, чтобы спросить, правда ли, что мы развелись. Оказалось, что в городе распространялась версия: «Света уже в Киеве, и её там кто-то продвигает».

Мы тогда посмеялись, взялись за руки, прошлись по базару, чтобы нас увидели вместе. И больше эту тему не поднимали. Но не скажу, что тогда меня это совсем не триггернуло. Я не поняла — как, почему… Это же неправда. Со временем я осознала: когда ты выходишь за устоявшиеся рамки, закономерно, что у людей может сложиться определённое мнение. Они способны нарисовать себе такие картины! Но если им это нужно, то пусть рисуют. Может, у них получится Пикассо. Для меня главное, что родные поддерживают, и я не делаю ничего плохого. Всё остальное — не имеет значения. Поэтому тогда я сказала себе: делай своё, продолжай! Всем понравиться не получится.

Світлана Охрименко

— Остались ли другие ограничивающие убеждения, страхи?

Когда я пришла в киноиндустрию, был период, когда я почувствовала себя маленькой, потому что увидела масштабы и не понимала, как там всё работает. Сейчас уже понимаю: не такое оно и огромное, потому что разобралась, как всё происходит. И стало интересно. Невозможно передать словами, как интересно.

Страх возникал, когда нужно было выйти на площадку. Я переживала, всё ли сделаю правильно, что подумают люди. А на площадке каждый раз — новая фишка, которую не знаешь, как воплотить. Но знаете, когда получаешь «в лоб», то начинаешь быстро думать: ага, этому нужно научиться, вот это — освоить, в такую-то школу пойти.

Чем дальше идёшь, тем больше нужно навыков и знаний. Поэтому я всё время учусь. Непрерывно. Именно это дало мне, фактически, новую жизнь.

— Новую молодость?

Я бы так не сказала. Я адекватно воспринимаю себя, свой путь и возраст. Сейчас у меня очень хорошее время, на самом деле. Зачем продлевать молодость? Она даёт свой опыт, зрелость — свой. Интерес — именно в процессе приобретения опыта здесь и сейчас.

— Этот шестилетний путь сильно вас изменил?

Знаете, я не сразу поняла, что это за профессия. Думала: пойду, быстренько поучусь и сразу начну делать что-то интересное. Вот бы мне тогда встретилась такая Света, как я сейчас, которая бы рассказала, что это на самом деле! Как это сложно! Сколько всего нужно освоить! Работать с телом, голосом, речью, воображением, фантазией.

Этот путь дал не только внешние изменения, но и внутренние. Начитанность, насмотренность, знакомство с невероятными людьми, навыки самопознания… Трудно перечислить всё, что я получила, сколько всего прошла. Сижу вот и думаю: ничего себе! Ничего себе!

А ещё актёрство дало мне моменты невероятного счастья. Как-то услышала опрос: «Какие три самые счастливые события в вашей жизни?». Начала считать: свадьба, рождение детей и… первая роль! Представляете, какого уровня было то счастье?

Світлана Охрименко

— Если говорить об изменениях на уровне личности, то какие самые главные?

Я всегда думала о себе как о добром человеке. Постоянно хотела поддержать других, подставить плечо. Брала ответственность за детей, за наших с мужем родителей. Это всегда шло из внутреннего отклика, который идёт от сердца.

Актёрство же показало, что я просто человек. Во мне есть всё — и хорошее, и плохое. Когда мне начали давать роли «плохой девочки», которая может сделать такое, что в голову не укладывается, я поняла, что в этих персонажах проявляются и мои черты. И тогда я почувствовала себя человеком без границ, личностью с широким внутренним миром. И тёмные, и светлые, и разноцветные стороны меня смогли проявляться, становиться видимыми. Прежде всего для меня самой. И это мне очень понравилось.

Актёрство не только расширило меня, но и дало возможность заглянуть внутрь себя. Долгое время я этому сопротивлялась. И пока я это делала, оно не раскрывалось. Когда же я поняла: пока не погрузишься внутрь, не разберёшься там во многом и потом не начнёшь исполнять роли через эти внутренние ощущения, то ничего не получится. И когда это произошло со мной, тогда и случилось актёрство. Слава Богу, у меня есть возможность открывать себя разную в этой профессии.

Если обобщить, благодаря опыту актёрства я позволила себе быть разной — плохой, глупой, уязвимой, бешеной, сельской, забитой. Очень разной! Это очень ценно. Я бы даже советовала людям, которые заблудились в жизни, идти в эту профессию.

— А в жизни вы позволяете себе то, что в актёрстве?

Как раз эта профессия дала такую возможность. Мы ведь часто слышим: актёр может сыграть что угодно, мы ему не верим. Неправда! Актёры намного честнее, чем другие люди. Нам хочется выйти из кадра и жить честно свою жизнь.

— То есть вы стали честнее в жизни?

Да. Но не только это. У меня появились границы, я научилась говорить «нет», конечно, этично и толерантно. Стала позволять себе больше.

— Чувствуете ли вы, что уже профессиональная актриса?

По образованию — да, потому что я закончила магистратуру, училась в разных школах, которые дают системные знания и навыки. Но в этой индустрии важна мастерство. Поэтому о моей профессиональности должны говорить роли и зритель. Но, спасибо, меня уже видят режиссёры, кастинг-директоры, продюсеры. Так что двигаюсь.

— Ваша мечта стала целью. Для вас важно иметь конкретный результат?

Да. Родители привили мне понимание: если за что-то берёшься, то должна выкладываться на все 100%, работать качественно и на результат. Поэтому когда появляются страхи, у меня нет желания бросить. Я знаю: просто нужно учиться. И «нужно» здесь не про принуждение, а про интерес. Мне интересно, как всё работает. Настолько интересно, что я вообще не рассматриваю отступление. Разве что выгонят или кто-то скажет, что из меня ничего не выйдет.

— Как вы реагируете, когда вам говорят: „Ничего не будет / не выйдет“?

О, это мой триггер. Если мне говорят «нет», значит — точно будет «да». Помню, в первой актёрской школе я спросила у преподавателя: «Скажите честно, у меня что-то выйдет?». Он ответил: «Честно? Думаю, что нет». Я поблагодарила и ушла. А потом, когда мы показывали дипломные сцены, тот же преподаватель, увидев мою, сказал: «Снимаю шляпу. Всё-таки что-то выйдет». И я считаю, что вышло.

Папа всегда говорил: «Слов “не хочу”, “не буду” — не существует». Благодаря этому у меня есть установка: если чего-то не знаю — разберусь. Разобралась с дизайном, строительством, открытием бизнеса. И всё это не из-за амбиций, а из-за интереса. Было интересно понять, как всё устроено. То же самое и в актёрстве — мне просто интересно.

— Получается, ваша суперсила — способность сохранять интерес?

Получается, что да.

Світлана Охрименко

— Чувствуете ли вы себя главной героиней жизни?

Сложный вопрос. Вот я сейчас открываю для себя новые большие миры. Даю себе возможность быть там, где хочу, делаю то, о чём мечтала… Наверное, всё-таки я могу считать себя такой. Я ведь могла ещё долго смотреть на художественный мир со стороны, охать, какая там красота. Но решила взять и зайти туда. Не наблюдать, а действовать.

Так что всё-таки согласна, что я героиня своей жизни, потому что главная роль — это когда ты формируешь себя так, как хочешь, наполняешь тем, что тебе нужно, живёшь там, где интересно, с людьми, которые тебе близки. И тогда получаешь больше, чем мечтала, — новую жизнь, новое понимание мира.

— А что бы вы сказали женщинам, которые стремятся к чему-то подобному?

Я когда-то пообещала себе, что не буду никого учить. Но раз уж этот опыт произошёл со мной, чувствую, что хочу поделиться. Прежде всего прошу: не бойтесь, делайте то, что нужно вашей душе. Идите туда, куда стремитесь! А если давать конкретный совет, то скажу так: не заходите в воду «просто намочить ноги», а с целью научиться плавать. Тогда и тренер найдётся, и вода станет тёплой, и силы появятся. Вы поплывёте! Это, возможно, произойдёт не так быстро, как хочется, ведь не всё получается сразу. Ничего! Не добрали что-то сейчас — доберёте потом. Ищите, где приобрести знания и скиллы. И получится всё даже интереснее.

«Я попробую» — не работает. Если просто зайти посмотреть, постоять у дверей, а дальше не двигаться, то ничего не выйдет. Двигайтесь, пусть даже у вас ноги связаны и вы просто семените. Семените! Главное — не унывать и держать в фокусе тот первичный намерение поплыть. Если случились неудачи, большая просьба не опускать руки — ищите, кто поможет справиться.

Світлана Охрименко

— Напоследок задам довольно банальный вопрос: какие роли мечтаете сыграть?

Я рассматриваю роли не только актёрские, но и жизненные. В жизни стремлюсь проживать роль женщины, которая стала гораздо мудрее, женственнее и увереннее. И неважно, сколько ей лет, как она выглядит, в какой сфере работает, главное — что она может рассказать свою историю, поделиться опытом.

Со мной тоже делились опытом люди, которые стали примером, за которыми я шла. Например, Катя Молчанова. Она начинала как непрофессиональная актриса и сыграла хорошие главные роли в замечательных полнометражных фильмах.

Она как-то спросила: «А ты готова к большим ролям?» Я подумала: «Готова, почему же нет?». А она говорит: «Стоп! А смогла бы ты, например, месяц провести в Карпатах? Лазить по горам, делать разные сложные вещи?». И вы знаете, тогда я почувствовала, что не готова. А вот сейчас — да. Да и в семье уже есть полное понимание. Именно такая роль мне нравится. Роль женщины, которая готова делать своё так, как нужно, согласно обстоятельствам и так, как этого требуют время и запросы.

Что касается актёрства, то хотелось бы играть честные, жизненные, не вылизанные роли. Хочу воплощать настоящих женщин, такими, какие они есть, и ту правду, которая присутствует в каждой из нас. Честность с собой для меня очень важна. И ещё: в нашей профессии есть такие вещи — когда воплощаешь роль, она должна открыть какие-то чувства, часто непростые. И очень желательно потом как-то их закрыть, чтобы не оставлять раны. Я хочу играть такие роли, чтобы они исцеляли и дарили силу зрителям. Очень хочу.

Світлана Охрименко

Світлана Охрименко

Читайте также
7 лучших украинских актрис, которые поражают своим мастерством
7 лучших украинских актрис, которые поражают своим мастерством
10 популярных актеров, которые играют в украинских сериалах
10 популярных актеров, которые играют в украинских сериалах

Марта Адамчук
Предыдущий материал
«Когда это впервые — это как рождение ребенка»: Марта Адамчук о самом эмоциональном моменте
Новости партнеров